Ресурсным центром исследован опыт регионов по оказанию НКО социальных услуг

rts-2-765x510

Ресурсным центром исследован опыт регионов по оказанию НКО социальных услуг, результаты будут представлены на Региональном социальном форуме 8 ноября

Автор и организатор исследования — заместитель председателя АНО ПСПП «Ресурсный центр социального развития» Ксения Лычак — так комментирует результаты этих исследований:

dsc07649«Анализ успешных практик более 20 регионов страны по выходу СО НКО на рынок социальных услуг показал, что наилучшие результаты этой работы наблюдается в тех регионах, где активно применяется партнерский подход — между региональными властями и некоммерческими организациями, где проводится совместная работа над развитием нормативно-правовой базы, также как и совместная работа по социальному обслуживанию населения, по выполнению государственных программ социального развития.

При этом выгодно это для всех сторон: государство получает возможность более экономно расходовать бюджетные средства, негосударственные организации (в т.ч. СО НКО) – получать на свою деятельность регулярное бюджетное финансирование, а население – получать современные качественные социальные услуги от поставщиков самых разных форм собственности и организационно-правовых форм».

Способов таких взаимодействий, как показало исследование, множество, более того, последние годы стали появляться и развиваться новые формы и технологии. Возьмем, к примеру, такую в последнее время все более востребованную форму социального обслуживания, как предоставление социальных услуг на дому. Тут очень успешными показывают себя (во многих субъектах Российской Федерации):

—  технология «мобильная бригада» – это предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в сельской местности и труднодоступных районах);

— технология «стационар на дому»;

«службы сиделок»;

— служба экстренного реагирования «Тревожная кнопка»;

— стационарозамещающие технологии: технология «Детский сад для пожилых людей»; технология «приемная семья для пожилого человека»; «школы по уходу за гражданами пожилого возраста».

Одна из современных успешных форм – механизм государственного заказа на оказание социальных услуг. В настоящее время разрабатывается проект ФЗ «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»,  направленный на разгосударствление рынка услуг, привлечение в сферу социальных услуг негосударственных поставщиков (в т.ч. СО НКО). При этом, как показали наши исследования опыта других российских регионов, социальный заказ уже много лет успешно работает в нескольких регионах (Новосибирская область, Пермский и Алтайский края, Владимирская и Кировская области). По своей сути это механизм прямого финансирования поставщика услуги, выбор которого осуществляется на конкурсной основе. В Новосибирской области, например, целая целевая программа расписана под услуги местных НКО (Государственная программа «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 — 2019 годы»).

Еще одна очень успешная форма — предоставление целевых потребительских субсидий (социальных сертификатов или ваучеров, которыми можно оплатить услуги любого выбранного поставщика). Наиболее часто встречающий пример – частные детские сады. Но не только. Хорошим примером может быть применение принципа государственно-частного партнерства – введение социальных ваучеров в Волгоградской, а позже – в Москве, для обеспечения продуктами питания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Участие в этих программах приняли частные домохозяйства, затем — и торговые предприятия, магазины. Эта же технология применялась и для оказания банных и парикмахерских услуг (Приморский край) и для организации социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (Пермский край и Кировская область). Таким образом, этот  подход можно с успехом применять и в других регионах для социального обслуживания, осуществляемого социально ориентированными НКО.

Еще одна практика – передавать в управление негосударственным  учреждениям государственные объекты социальной инфраструктуры: больницы, детские садики, дома престарелых, детские дома, хосписы и т. д.

Обширные возможности для дальнейшего развития рынка социальных услуг дает применение принципов государственно-частного и государственно-некоммерческого партнерства. Интересный проект по оказанию платных социальных услуг, реализуемый с 2012 года – «Билдинг-сад», проект родился в Самаре и был поддержан на федеральном уровне. Суть проекта в том, что застройщик еще на этапе проектирования нового жилого дома предусматривает на первом этаже место для частного детского сада. Это заранее согласовывается с социальным предпринимателем, который будет набирать группы, а также с местным муниципалитетом — он берет на себя выплату субсидии на каждого посещающего детский сад ребенка, сумма которой равна расходам на содержание того же ребенка в муниципальном детском саду. То есть на этот проект не требуется бюджетных денег в виде именно средств на строительство, требуется только нормативное финансирование, такое же, как и на муниципальный детский сад. А выигрывают при этом все.

Очень интересная практика реализуется в Москве – это выделение «именной» субсидии на социальное обслуживание на дому. Яркий пример: Государственно-общественное объединение «Московский Дом ветеранов (пенсионеров) войн и Вооруженных Сил», получающий «именную» субсидию,   оказывает социально-бытовые  услуги одиноким и одиноко проживающим инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, участникам боевых действий и т.д. При этом для ветеранов эти социальные услуги  бесплатны.

Примеров можно было бы привести еще множество, однако формат статьи ограничивает эти возможности.

«В заключение хочется подчеркнуть главное, — отмечает Ксения Лычак. — Как показал опыт регионов, имеющих лучший региональный опыт по оказанию социальных услуг населению с использованием негосударственных организаций, а это на сегодняшний день — г. Москва, г. Санкт-Петербург (и Ленинградская область), Пермский край и Новосибирская область, Республика Башкортостан и Ханты-Мансийский автономный округ, во всех этих регионах в том или ином объеме применяются различные методики привлечения негосударственных поставщиков на рынок социальных услуг: и предоставление субсидий из регионального бюджета, и проведение государственных закупок социальных услуг, и выплаты компенсации за предоставленное негосударственными организациями, вошедшими в реестр поставщиков соцуслуг, социальное обслуживание населения. То есть именно комбинация различных подходов дает наилучшие возможности для развития рынка социальных услуг с привлечением на этот рынок негосударственных поставщиков».

Исследование проведено в рамках Акселерационной программы развития рынка социальных услуг Ростовской области, которая реализуется при поддержке Правительства Ростовской области.

Результаты исследования отражены в методическом пособии для СО НКО «Некоммерческие организации – участники рынка социальных услуг» и будут представлены на Региональном социальном форуме «Социально-ориентированные некоммерческие организации — современный поставщик социальных услуг», который пройдет 8 ноября 2016г. в Ростове-на-Дону, в Донской государственной публичной библиотеке (ул.Пушкинская, д.175а), начало в 11.00 (регистрация с 10.00).

http://rc-sr.ru/resursnyim-tsentrom-issledovan-opyit-regionov-po-okazaniyu-nko-sotsialnyih-uslug.html

0
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Подписаться

Получать новые статьи на E-mail

Присоединиться к другим подписчикам