Резолюция Межмуниципального форума НКО

заставка-3

РЕЗОЛЮЦИЯ

Межмуниципального форума «Социально ориентированные некоммерческие организации как инструмент развития физической культуры и массового спорта в Ростовской области»

 24.10.2014

  г.Каменск-Шахтинский

В рамках Межмуниципального форума «Социально ориентированные некоммерческие организации как инструмент развития физической культуры и массового спорта в Ростовской области» рассмотрены вопросы:

1) Механизмы развития физической культуры и массового спорта в Ростовской области: роль некоммерческих организаций.

2) Развитие физической культуры и массового спорта в молодежной среде в Ростовской области, в том числе в образовательных организациях (пропаганда здорового образа жизни, аспекты внедрения комплекса «Готов к труду и обороне»).

3) Государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере развития физической культуры и массового спорта: успешная практика, проблемы и перспективы.

По итогам рассмотрения вопросов участники Форума ПОСТАНОВИЛИ:

1. Признать наличие в регионе сформированной системы поддержки некоммерческих организаций и поступательного развития некоммерческого сектора Ростовской области.

Представители некоммерческих организаций отмечают положительную тенденцию в части появления новых механизмов государственной поддержки социально значимых проектов и увеличения финансирования, направляемого на государственную поддержку НКО. Вопросам развития НКО уделяется существенное внимание на областном уровне, о чем свидетельствует, в том числе принятие Областного закона от 11.11.2010 № 492-ЗС «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ростовской области» и Постановления Правительства Ростовской области от 11.03.2012 № 153 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ростовской области». Имеются положительные примеры реальной помощи некоммерческим организациям, действующим в сфере развития физической культуры и массового спорта в Ростовской области.

НКО получают все больше и больше законных полномочий влияния на процессы, происходящие в различных сферах гражданского общества, могут достаточно эффективно отстаивать свои права и права граждан, оказывать социальные услуги населению, выступая партнерами государственных учреждений.

2. Отметить, что еще остается много искусственных барьеров на пути развития институтов гражданского общества. В большинстве случаев их причиной становится несовершенство законодательной базы. К числу наиболее существенных проблем, препятствующих развитию некоммерческих организаций в сфере физической культуры и массового спорта, можно отнести:

— деятельность многих НКО, как правило, осуществляется лишь формально: многие НКО, действующие в сфере развития физической культуры и массового спорта, занимаются только просветительской и пропагандистской деятельностью, вместо конкретных действий по улучшению ситуации и помощи органам власти в решении общих задач. В деятельности организаций, как правило, отсутствует проектный подход;

— недостаточно эффективны инструменты взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти. Зачастую, регулярное партнерство в системе «население – НКО – власть – бизнес» в рамках решения задач по развитию физической культуры и массового спорта практически отсутствует, что не всегда позволяет проводить согласованную и эффективную политику по развитию сферы, и правильное формирование и использование ресурсов участников взаимоотношений;

— практически отсутствует обмен опытом и взаимодействие между НКО, действующими на территории различных муниципальных образований;

— проблема нехватки квалифицированных кадров в некоммерческом секторе;

— неэффективные механизмы участия НКО в госзаказе и отсутствие механизмов социального заказа;

— некоммерческими организациями недостаточно полно используются формы государственной поддержки НКО, существующие в Ростовской области.

3. В целом, сфера физической культуры и массового спорта характеризуется наличием следующих «узких» мест:

— низкая популярность физкультурно-спортивного образа жизни среди населения, низкое число регулярно занимающихся физической культурой и спортом;

— несоответствие текущим потребностям, а в некоторых случаях и отсутствие, необходимой базы и инфраструктуры физической культуры и спорта (их моральный и материальный износ);

— недостаточность профессиональных педагогов и тренеров, в том числе в образовательных организациях: низкий престиж профессии, недостаточна мотивация для закрепления профессиональных кадров, нарушается преемственность;

— недостаточное развитие игровых (как наиболее массовых) видов спорта (баскетбол, волейбол, регби и др.) ввиду низкой популярности спортивного образа жизни среди детей и молодежи, а также устаревания городской спортивной инфраструктуры общего пользования;

— недоступность на муниципальном уровне инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, в том числе коммерческих объектов.

Вместе с тем, в регионе не достаточно развиты механизмы государственно-частного партнерства, в том числе поддержки инициатив по развитию общественно значимой инфраструктуры, в частности спортивной и оздоровительной. Это касается случаев, когда бизнес выражает инициативу создания или реконструкции спортивных или других объектов для создания доступной услуги.

4. Участники Форума считают необходимым проведение дальнейшего развития системы государственной поддержки некоммерческих организаций, а также разработку новых механизмов взаимодействия региональных министерств и ведомств, представителей органов местного самоуправления, некоммерческих спортивных и образовательных организаций Ростовской области, СМИ, а также независимых экспертов и других представителей профессионального сообщества сферы физкультуры и спорта.

Исходя из вышеизложенного, участники Форума РЕШИЛИ:

1) Законодательному Собранию Ростовской области рекомендовать:

1.1 внедрить практику проведения нулевых чтений с участием представителей социально ориентированных НКО при разработке проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих сферу развития физической культуры и массового спорта;

1.2 разработать при участии представителей социально ориентированных НКО проекты и инициировать принятие на региональном уровне законодательных и нормативно-правовых актов во исполнение принятого Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации»;

1.3 в части развития государственно-частного партнерства в социальной сфере:

— обратиться в Государственную Думу Российской Федерации по вопросу ускорения внедрения механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере, позволяющих обеспечить эффективную и комплексную реализацию инфраструктурных социально значимых проектов, в том числе в сфере развития физической культуры и массового спорта. В обращение включить предложения по развитию ГЧП с вовлечением НКО (передача некоммерческим организациям в управление социальных инфраструктурных объектов), а также механизм поддержки частных финансовых инициатив;

— рассмотреть возможность принятия областного закона и нормативно-правовых актов региональном уровне по государственно-частному партнерству в социальной сфере, включающих механизм поддержки частных финансовых инициатив;

1.4 рассмотреть возможность изменения порядка участия спортивных некоммерческих организаций в проведении спортивных мероприятий: внесение изменений в региональное законодательство, регулирующее развитие физической культуры и спорта, изменений и дополнений, дающих особенные условия для субъектов спорта (в соответствии со ст. 5 Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), в том числе предусмотреть возможность при формировании технических заданий на конкурс (на право проведения спортивных мероприятий) применять условие – соответствие претендента требованиям ст. 5 Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);

1.5 внедрить на законодательном уровне отраслевого подхода к развитию некоммерческого сектора, при котором, наряду с действующими мерами поддержки, некоммерческие организации будут системно поддерживаться отраслью, в которой они работают.

2) Министерству по физической культуре и спорту Ростовской области рекомендовать:

2.1) рассмотреть возможность прямого заключения договоров с субъектами спорта, в том числе при формировании технических заданий на конкурс (на право проведения спортивных мероприятий) применять условие – соответствие претендента требованиям ст. 5 Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);

2.2) совместно с некоммерческими организациями, действующими в сфере развития физической культуры и массового спорта в Ростовской области, при участии Правительства Ростовской области:

— рассмотреть возможности и инициировать распространение на социально ориентированные некоммерческие организации опыта поддержки малого и среднего предпринимательства в части имущественной и налоговой поддержки, нефинансовой поддержки;

— способствовать созданию в Ростовской области специализированных социальных инкубаторов, обеспечивающих благоприятные стартовые условия для создания и работы некоммерческих организаций (льготная аренда, офисные и почтовые услуги, подключение к сети Интернет и др.).

3) Министерству общего и профессионального образования Ростовской области рекомендовать:

Рассмотреть возможность делегирования спортивным НКО (аккредитованным федерациям по видам спорта) проведения обучения по спортивным составляющим образовательных программ в школах — аутсорсинг непрофильных образовательных услуг, в том числе в рамках третьего часа физической культуры.

4) Администрациям муниципальных районов и городски округов на территории Ростовской области рекомендовать:

4.1 создать муниципальные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

4.2 в части информационной поддержки деятельности некоммерческих организаций: закрепить обязательство местных СМИ публиковать материалы, связанные с социально полезными инициативами с участием НКО;

4.3 в муниципальных образованиях, не являющихся дотационными:

— создать специализированные социальные инкубаторы, обеспечивающие благоприятные стартовые условия для создания и работы некоммерческих организаций (льготная аренда, офисные и почтовые услуги, подключение к сети Интернет и др.);

— закрепить для некоммерческих организаций, в том числе действующих в сфере развития физической культуры и массового спорта, право на льготы по аренде нежилых помещений и/или по передаче во владение и (или) в пользование на долгосрочной безвозмездной или льготной основе. Рассмотреть возможность применения динамического коэффициента ставки арендной платы, в соответствии с которым арендная плата для некоммерческих организаций будет в течение нескольких лет расти, начиная с льготной (минимальной) и заканчивая рыночной стоимостью.

5) Социально ориентированным некоммерческим организациям Ростовской области, в том числе действующим в сфере развития физической культуры и массового спорта:

5.1 разработать и внести на рассмотрение в Правительство Ростовской области план активизации межмуниципального взаимодействия некоммерческих организаций, действующих в сфере развития физической культуры и массового спорта;

5.2 используя имеющийся в Ростовской области опыт в построении региональной системы поддержки НКО, разработать методические указания по созданию некоммерческой организации, ведению ею деятельности и социальному проектированию. Обеспечить размещение методических указаний в открытом доступе в сети Интернет;

5.3 создать региональную инфраструктуру поддержки некоммерческих организаций, в том числе:

— по отраслевому принципу: способствовать объединению некоммерческих организаций в объединение — ассоциацию физкультурно-спортивных организаций Ростовской области;

— общеотраслевой центр компетенций НКО: способствовать построению горизонтальных связей между НКО — создание на базе действующего проекта «Ресурсный центр социального развития Ростовской области» Центра инноваций социальной сферы;

5.4 подготовить обращения в федеральные и региональные органы государственной власти по вопросам:

— изменения порядка участия спортивных некоммерческих организаций в проведении спортивных мероприятий: внесение изменений в региональное законодательство, регулирующее развитие физической культуры и спорта, изменений и дополнений, дающих особенные условия для субъектов спорта (в соответствии со ст. 5 Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»), в том числе предусмотреть возможность при формировании технических заданий на конкурс (на право проведения спортивных мероприятий) применять условие – соответствие претендента требованиям ст. 5 Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);

— включения спортивных соревнований с участием дошкольных образовательных учреждений «Лига детских садов» (БФ «Развитие и поддержка физической культуры и спорта») в планы и программы министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

5.5 проработать реализуемые социально значимые проекты на предмет обеспечения их ресурсами из различных источников, помимо государственного – частных, корпоративных и др., для финансовой стабильности НКО, в т.ч. явившихся получателями субсидий;

5.6 поддержать положительный опыт по созданию Каталога общественно значимых (социальных) программ Ростовской области и способствовать регулярной актуализации региональной базы данных социальных проектов, которая будет являться площадкой по тиражированию наиболее эффективных социально значимых инициатив, и единым порталом для социально ответственного бизнеса, с помощью которого можно будет подобрать наиболее эффективный проект для его дальнейшего финансирования;

5.7 Проработать и направить на рассмотрение в заинтересованные органы государственной власти Ростовской области предложения по:

— экономии бюджетных расходов на субсидии за счет применения механизма государственной поддержки социально ориентированных НКО с использованием потребительской кооперации, в т.ч. в форме потребительского общества: помещение на условиях льготной аренды или права оперативного управления для потребительского общества, субсидия затрат кооперативной формы организации деятельности НКО (за счет объединения ресурсов нескольких НКО внутри кооперации, например, единый бухгалтер, юрист и др., расходы НКО и субсидии минимальны;

— стимулированию сотрудничества НКО с коммерческими предприятиями. Предприятие участвует в софинансировании проектов или текущей деятельности НКО (в том числе безвозмездное предоставление продукции, помещения, юридической, консультационной и иной поддержки), оплата предприятиями услуг спортивного развития и воспитания. Для субъектов предпринимательства — субсидирование затрат, недополученных доходов (в т.ч. арендных платежей), освобождение от налогов на величину, равную вкладу в НКО.

6) Образовательным организациям Ростовской области:

6.1 способствовать развитию физической культуры и спорта в образовательных организациях за счет включения педагогических и других кадров спортивной сферы в состав членов аккредитованных федераций по видам спорта, а также развитию деятельности федераций в рамках образовательных программ образовательных организаций;

6.2 рассмотреть вопрос создания в образовательных организациях высшего образования новых направлений, связанных с подготовкой специалистов-управленцев для некоммерческих организаций, в т.ч. работающих в области развития физической культуры и массового спорта;

6.3 с целью эффективного внедрения в образовательных организациях Ростовской области физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» совместно с некоммерческими организациями, действующими в сфере развития физической культуры и массового спорта, в т.ч. РРОООО «Российский студенческий спортивный союз»:

— обобщить проблемы и предложения профессионального сообщества по вопросам внедрения физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» и направить в адрес АНО «Исполнительная дирекция спортивных проектов»;

— разработать предложения по финансированию мероприятий по внедрению в образовательных организациях Ростовской области физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», а также профессиональной подготовке специалистов, принимающих тесты в рамках комплекса «Готов к труду и обороне».

 заставка-3

0
Подписаться

Получать новые статьи на E-mail

Присоединиться к другим подписчикам