К вопросу о перспективах развития социальной инфраструктуры Ростовской области и других регионов Юга России на принципах публично-частного партнерства

Заместитель председателя по инвестициям и частно-социальному партнерству организации «Здоровая планета», член Экспертного совета при Уполномоченном по правам предпринимателей в Ростовской области Сергей Макушкин

esopНа протяжении нескольких лет наша организация активно участвует в масштабных региональных проектах социального развития Ростовской области, в том числе реализуемых при участии министерства общего и профессионального образования Ростовской области, министерства физической культуры и спорта Ростовской области, территориального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в Ростовской области и др. Это проекты в сферах развития физической культуры и спорта,  формирования благоприятных экологических условий для жизни, развития городской инфраструктуры (дороги, парки), материнства и детства, гармонизации межэтнических отношений, поддержки малообеспеченных слоев населения и др.

«Здоровая Планета» уже сегодня является признанной площадкой для объединения усилий общественных организаций, органов власти и бизнес-сообщества при решении социально значимых задач. Это создает предпосылки для реализации такого существенного потенциала в проектах развития социальной инфраструктуры нашего региона – создании спортивных объектов, учреждений здравоохранения, образования, детских садов, а также экологической и природоохранной инфраструктуры.

Анализ зарубежной практики показывает, что развитие социально значимых услуг необходимо не только государству и населению, но и, что важно, может быть экономически выгодно для бизнеса.

Этому способствует применение механизмов публично-частного партнерства (в России более распространен термин государственно-частное партнерство — ГЧП), в том числе, такого мало используемого сегодня в России инструмента, как некоммерческие социально ориентированные организации.

Именно поэтому вопросы развития публично-частного партнерства как одного из действенных и положительно зарекомендовавших себя в мировой практике механизмов повышения качества социально значимых услуг в последние годы довольно часто поднимаются в Ростовской области.

Имея одну из самых развитых в стране законодательных баз в области инвестиций, Ростовская область приняла областной закон «Об основах государственно-частного партнерства» (от 22.07.2010 № 448-ЗС) и Постановление Правительства области «О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционного проекта на территории Ростовской области».

Это позволило решать проблему обеспечения перспективных инвестиционных площадок региона инженерной и транспортной инфраструктурой. Указанные акты предусматривают, что к границам участка, на котором предполагается создание инвестором объекта капитального строительства, как правило, промышленного или сельскохозяйственного назначения, подводятся сети энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения и объекты транспортной инфраструктуры.

Учитывая, что такой подход решает инфраструктурные проблемы в развитии промышленных объектов, не относящихся к общественной (социальной) инфраструктуре, вопросы создания последней являются перспективной точкой приложения усилий.

В 2012 году я освещал результаты анализа практики применения ГЧП и перспектив его развития в нашем регионе на первом расширенном заседании Комиссии по экономическому развитию, поддержке предпринимательства и инноваций Общественной палаты Ростовской области.

Такая работа проводилась по заказу областной Общественной палаты экспертами ведущих региональных объединений предпринимателей, финансовых и научно-образовательных организаций.

Основной вывод – для того, чтобы в условиях нехватки бюджетных средств частный сектор мог помогать государству и муниципалитетам в создании объектов здравоохранения, спорта, образования, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также детских садов, нужно развивать поддержку частной и общественной инициативы. Успешная практика применения ГЧП в мире свидетельствует о том, что инициатива, как правило, на стороне частного партнера, финансирование также на частном партнере.

Общеизвестно, что сегодня за осуществление проекта ГЧП в нашей стране отвечает публичный заказчик, а организатором проекта ГЧП, соответственно, является орган власти. В этой связи развитие рынка проектов ГЧП ограничено возможностями и компетенциями администраций.

При этом публичная сторона (государство или муниципалитет) несет высокие риски, связанные с добросовестностью исполнения обязательств частным партнером, особенно в условиях, когда сегодня частный партнер, как правило, обеспечивает лишь 30% от общего объема финансирования за счет собственных средств, а 70% — заемные средства, требующие применения механизмов государственных гарантий.

Указанный аспект наряду с высокими экономическими и политическими рисками бизнеса в проектах ГЧП, недостаточной проработанностью механизмов возвратности инвестиций и привлечения частного сектора к ГЧП, приводят к тому, что на протяжении многих лет сохраняется низкая заинтересованность частного сектора в участии в проектах развития социальной инфраструктуры.

Указанные аналитические материалы, помимо прочего, легли в основу при проведении общественной экспертизы проекта Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», проводимой нами в составе экспертных групп в ведущих областных объединениях предпринимателей.

Практика работы КООО «Здоровая планета» показывает, что повышения доверия со стороны бизнеса можно добиться при использовании положительного имиджа доказавших свое имя и имеющих репутацию социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО).

Изучение российского законодательство дало ответ на вопрос о том, какие механизмы возможны при использовании потенциала таких организаций.

Это целевой капитал некоммерческих организаций (Федеральный закон № 275-ФЗ от 30.12.2006 «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»), используемый в ГЧП сейчас для поддержки образовательных учреждений: в форме института общественного взаимодействия, где участвуют представители частного сектора – экспертные советы, товарищества, НКО.

Что это даст?

Первое: Возможность переложения на НКО предварительной подготовки проекта и инициативы.

Вместо формирования привычных бюджетных заявок власть будет поддерживать частную и, что очень важно, общественную инициативу, ведь НКО одновременно является представителем целевой аудитории – потребителей (социальных групп, для кого создаются социальные услуги), а участие бизнеса в деятельности НКО позволит власти воплощать такие инвестиционные проекты, которые были бы интересны частному бизнесу, что позволит на практике привлекать внебюджетное финансирование.

При этом, если публичный заказчик не обладает необходимыми компетенциями для реализации проекта, то помощь ему должны оказать профессиональные участники рынка — лицензированные компании, предписываемые Законом в рамках механизма формирования целевого капитала НКО.

Отсюда вытекает следующее преимущество.

Второе: снижается риск неэффективного управления финансами, т.к. управляет целевым капиталом специализированная управляющая компания: или лицензированное АО, ООО, или специальный фонд, созданный для этого.

Третье: снижается риск нецелевого использования бюджетных средств.

Во-первых, НКО – проверенный эффективный инструмент общественного контроля.

Во-вторых, Федеральный закон № 275-ФЗ ограничивает направления инвестирования целевого капитала (социальная инфраструктура – один из главных возможных объектов инвестирования).

Четвертое преимущество: повышение качества работ и услуг.

Рост качества обеспечивается за счет того, что применяться должны, в большей степени, контракты жизненного цикла, что повысит заинтересованность построить объект, который требует минимальных затрат по обслуживанию, т.к. у частной стороны (в данном случае в лице НКО) возникает ответственность за качественную эксплуатацию.

При этом, мы считаем, что инициатор проекта (НКО) должен представлять публично описание проекта, отвечать за его техническую и экологическую экспертизу, представлять обоснование затрат.

И, конечно же, одно из самых главных преимуществ – снижение стоимости объектов за счет экономии капитальных и текущих затрат в целом по проекту.

Во-первых, федеральным законом № 275-ФЗ предусмотрены налоговые льготы, а во-вторых, прибыль некоммерческой организации не распределяется между участниками, а направляется на решение социальных задач, в том числе на повторное инвестирование в рамках ГЧП.

Несомненно, рассмотренный механизм нуждается в совместной доработке отдельных процедурных вопросов заинтересованными сторонами, но его применение, на наш взгляд, перспективно.

Приглашаем к дальнейшему обсуждению, обмену опытом и сотрудничеству всех заинтересованных сторон.

Сергей Макушкин, тел.: 8 (961) 403-30-70

mpo.ccp.rostov@yandex.ru, kspp-yufo@yandex.ru

… вернуться

0
Подписаться

Получать новые статьи на E-mail

Присоединиться к другим подписчикам