Новое благоустройство города

Руководитель Дирекции развития Ботанического сада и баз практики ЮФУ, член «Здоровой планеты» Александр Рифатович Водяник

DsYiiYB644k6GDzGБлагоустройство города, как одна из сфер городского коммунального хозяйства, с введением такого понятия как «комфортный город», «комфортная городская среда» становится едва ли не базовой в развитии городов. И это не сугубо российское явление. Это общемировой тренд. И в этом плане само понятие «благоустройство» претерпело весьма серьезные изменения в сравнении с советскими временами. Реформирование этой сферы без кардинального изменения смысла и принципов управления, не приводит к сколько нибудь заметным изменениям. Сегодня для страны очень важно накапливать опыт самых разных подходов в работе с городской средой и следует отметить постоянно нарастающее число подобных попыток в городах и селениях страны.

Как обычно, в статьях принято рассказывать об инновациях.И я не отступлю от стандарта. На сегодняшний день число таких новаций применительно к российским условиям зашкаливает.На сегодня существуют сотни опробированных в реальных условиях  технических и технологических гаджетов, существенно меняющих в позитивную сторону как облик городов так и способы достижения этой цели. И те проблемы, которые традиционно стоят перед российским благоустройством в значительной степени уже имеют практическое решение. Однако отмечу, что сегодня инженерные новации несут четко выраженные характеристики, отличающиеся от наших консервативных взглядов.

Все инженерные новации несут четко выраженную направленность на сопряжение с социальными новациями. Гуманитарными технологиями управления социальной сферой развития городов. Цель такого сопряжения достаточна проста:  существенное снижение издержек государства в сфере благоустройства через активное вовлечение в процесс населения. Хорошо известно, что ни один город в мире не в состоянии полностью содержать необходимый объем озелененных пространств, определяющий качество города как «комфортного». При этом этот объем постоянно увеличивается. Но с точки зрения экономики города, на первый план выходит функционирование этих пространств, как общественных.  Для  российского ЖКХ это означает в первую очередь не только сохранение(как это было до недавнего времени) общественных озелененных пространств, но  и интеграция их в городскую экономику через привлечение частного капитала и самое активное участие городского сообщества. При этом основной задачей такой экономической интеграции как минимум является не получение дополнительных доходов в госбюджет, но освобождение государства от бремени содержания и в определенной степени развития, и  передача соответствующих обязательств коллективным владельцам. Грубо говоря, сегодня определение «зеленых легких» города расширено до полного восприятия их как органа единого города-симбиоза , который  представляет собой тесно сплетенные и взаимоувязанные понятия экономики – окружающей среды и общества. В основе концепции лежит достаточно очевидная мысль: объединить все, что можно объединить, и получить большее меньшими средствами, добиться так называемой «синергии».Причем не пассивного населения, а как активного участника всех процессов. Движущими пружинами развития города, как сложнейшей саморазвивающейся системы, является переплетение многих частных и общественных интересов. Единственно эффективный подход к реконструкции и развитию городских территорий подразумевает активное и реальное (не имитационное) участие общества в разработке планов реконструкции на всех ее этапах. Решение практически всех общественно значимых городских проблем сегодня рассматривается как процесс выработки и заключения «общественных конвенций», учитывающих взгляды и интересы максимально широкого круга горожан.

Градоформирование — это всегда баланс частных и публичных интересов. Первые означают наличие возможностей для реализации личной жизни, хозяйственной, предпринимательской деятельности: это права пользования землей, недвижимостью, инфраструктурой. Вторые — это улучшение качеств среды, общественные пространства, разнообразные формы досуга, отдыха, широта спектра услуг, благоустройство, решение транспортных проблем и т.д. Частные и публичные интересы всегда находятся в конфликте. Роль власти — обеспечить их баланс. Перекос в ту или иную сторону негативно сказывается на среде. Превалирование публичных интересов приводит к тому, что город начинает проигрывать экономически, инвестор в него не идет, предпринимательские инициативы угасают. Перекос в сторону частного интереса заканчивается тем, что недовольное население переизбирает власть. В связи с этим важнейшей задачей городского управления сегодня становится разработка эффективных механизмов включения жителей города и экспертного сообщества в процесс разработки, обсуждения и принятия значимых управленческих решений. Умение превратить горожан из недовольных наблюдателей в активных участников развития — конкурентное преимущество муниципалитета.

Общеизвестная истина: комфортная среда в городах складывается из трех составляющих:

—   идеи, которая позволяет муниципалитету конкурировать в глобальном пространстве;

— наличие активных городских сообществ — инициаторов изменений, улучшающих состояние среды;

—   инвестиций на развитие территории — и частных, и из городской казны.

Хотел бы отметить, что эти составляющие есть развитие подобной схемы в СССР, при которой «разработчиком идеи», «носителями идей» выступали региональные филиалы Научно-исследовательского института Академии коммунального хозяйства им.Панфилова. С изменением информационной среды, известных социально-экономических условий эти функции были перераспределены. Но в современной России произошла просто передача функций по перспективному развитию, поиску и адаптации новаций исполнительным структурам. Что абсолютно противоестественно им. Отсюда стагнация. Если делать ставку на еще работающие кое-как технологии вчерашнего дня, а не замысливать и испытывать новые, отстанем навсегда. Ничего нельзя изменить в городской среде и сельском окружении, если в этом не будет принимать участие образовательная структура (институт, университет). Попытки делать городскую среду средствами строительной отрасли, субботниками «по уборке мусора» бесперспективны, а, главное, — вредны.

Так вот. Этот мировой тренд уже достаточно давно перестал быть теоретическими исследованиями, и перешел в разряд практики развития городских поселений. Все это в совокупности нашло отражение в теории и практике, носящих определение как «интегральный город». Первым этапом такой перестройки и является «интегральное благоустройство».

Что такое общественные пространства? Общественными пространствами являются территории, доступные для пользования населением: парки, площади, скверы, мостовые, набережные, тротуары, детские площадки, стадионы. В общественных пространствах могут предоставляться услуги как на коммерческой, так и на безвозмездной основе (проведение культурных, спортивных, досуговых, политических и иных мероприятий для отдельных групп граждан и населения в целом). Общественные пространства создаются по инициативе как государства для улучшения качества жизни граждан, так и по инициативе частных компаний/общественных организаций в личных интересах, в том числе для регулирования поведения потребителей, а также самих граждан их совместными усилиями.

Как следует из определения, чтобы организовать эти пространства грамотно, необходимо согласование интересов горожан, власти и градопланировщиков. И под «организацией» в данном контексте понимается не просто «озеленение», а наделение этих территорией функциональной деятельностью. В том числе, приносящей доход. Но в строго определенных рамках видов этой деятельности. И вот с этим у нас проблема. Наш бизнес ввиду своей молодости, не знает/не видит, чем можно заниматься на этих территориях. Набор известных форм крайне ограничен.

Хороший город представляет общественную сферу как место социального обучения и социализации, что важно для детей и молодых людей. Все горожане служат моделями общественного поведения и учителями. Это направление давно известно и носит название «экономики внимания/интереса», или «экономики познавательного досуга». Это экономика тематических парков, разнообразие которых исчисляется несколькими десятками видов и форм. Эта модель  предполагает, что у людей и сообществ могут быть свои, сугубо индивидуальные, личные, собственные и ярко выражаемые, крайне различающиеся ценности и цели. Ради достижения этих целей зарождающиеся сообщества и включаются в процесс. В этом случае решается задача по развитию городских сообществ как гарантии независимой экспертизы муниципальных институтов, а значит, гарантии реального улучшения качества жизни населения и соблюдения его прав.

Вопрос в том и заключается, как создать и научиться жить в другой, правильной среде, притом, что мы продолжаем жить в среде, сформированной еще в начале прошлого веке в соответствии с теми установками. Существует ряд проблем, связанных с необходимостью реконструкции и управления общественными пространствами. К ним относятся:

– оснащенность общественных пространств: освещение, неприспособленность для разных групп граждан – инвалидов, детей в колясках, спортсменов (велосипедистов, роллеров);

– проблема безопасности нахождения в общественных пространствах;

– неэффективное использование бюджетных средств;

– недофинансирование;

– отсутствие механизмов монетизации общественных пространств.

Но более значимым, по нашему мнению , является вопрос неэффективного использования самой территории, что порождает проблему монетизации общественных пространств, низкой их посещаемости, хулиганства и т.д. И Ростов тут не исключение.

К причинам неэффективного использования территории можно отнести ограниченность кадрового резерва с необходимыми управленческими знаниями, столкновение интересов различных групп. Основными участниками решения проблем общественных пространств обычно выступают архитекторы-градостроители, местная администрация и активные граждане. Вопрос профессионализма каждого из них, как и наличие внешнего экспертного мнения зачастую оказываются решающими. Кстати сказать, что исполнение функций наполнения деятельностью общественных пространств записано в Положениях и Департамента ЖКХ  и Управления благоустройства г.Ростова…

Учет мнений и вовлечение жильцов в реконструкцию городской среды осуществляется через «социологизацию» городского управления, подразумевающую:

— социологические опросы по всем планам и деталям реконструкции;

— проведение городских (районных) референдумов по ключевым вопросам городского развития (цели реконструкции и развития, доминантные объекты и ландшафты, пересмотр границ, оценка исторической значимости объектов и средовых групп и т.п.);

— формирование муниципально-общественных комиссий, призванных проектировать и согласовывать городские преобразования на условиях софинансирования: они могут управлять частью городского бюджета при софинансировании программ городского развития из частных источников (пожертвования, спонсорство). Начало этому уже положено в Ростовской области по созданию Экспертных отраслевых советов. Но это только начало пути. Необходима областная система подготовки кадров, сбора и адаптации технологий развития и т.п.

Такого же мнения директор ETM Associates LLC Тимоти Маршалл (США): Отличным подспорьем в развитии городских парков Москвы может стать государственно-частное партнерство: «Когда ГЧП эффективно работает, получается отличная система».

Для создания системы управления объектами благоустройства и местами массового отдыха жителей городского округа предлагаем рассмотреть модель Муниципально-частно-общественного партнерства, реализующая принцип  «социологизации» городского управления. По существу это реализация государственно-общественного принципа экологического менеджмента и территориального планирования. Одним из форматов такого процесса является формирование муниципально-общественных структур с учетом местных условий каждого муниципального образования, призванных проектировать и согласовывать городские преобразования на условиях софинансирования: они могут управлять частью муниципального бюджета при софинансировании программ городского развития из частных источников (пожертвования, спонсорство).

Данная модель предусматривает основные преимущества такого решения: решения социальных вопросов связанных с негативом в сторону органов власти по вопросам экологии и здорового досуга на территории города, формирование объединения общественного мнения и развития территорий, координация настроений, привлечение инвестиций, пополнение городского бюджета через создание ОПЕРАТОРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства.

Муниципалитет – частично инвестирует создания/реконструкции объектов и получатель системы саморегулирующейся системы общественных пространств (благоустройства, массового отдыха и просвещения граждан);

Частный бизнес – инвестирует финансовые средства(портфельный инвестор на долгосрочную перспективу);

Некоммерческая Общественная организация (НКО)– создает и управляет проектами для развития самоокупаемости объектов, региональный оператор организации массового отдыха и просвещения жителей. В том числе, консалтинг частного бизнеса и  подготовка метапрофессиональных команд территориального развития.)потенциальный партнер РОО «Здоровая планета»)

Образовательный блок – обучение и перподготовка кадров, разработка перспективных планов и концепций (создающийся Институт инновационного образования, ЮРГЦ Трухачева Ю.Н.)

СПРАВКА  для ответов на вопросы о практике применения описанного.

В ряде случаев российской действительности общественные пространства малых городов области и поселений работают как точки территориального развития. В частности, это та форма которая худо-бедно , но реализуется в Ростовской области. Это событийный туризм. И есть примеры, которые показывают, что туризм — это не фантики на дороге, это вполне себе нормальный источник дохода. Только некоторые люди этого не догоняют и потому ничего не получают от того потока людей, который есть и так. А тут речь идет о том, что поток приезжающих создан с ноля. Вот ничего не было, и раз, — есть огромное количество тех, кто приехал в эту местность. Это приехал рынок. Это надо услышать и понять.Ведь многие некоторые провинциальные города можно было бы существенно улучшить, если привнести туда индивидуальные арт-объекты. Построить красивые ландшафтные парки, фонтаны, статуи. Отличный пример, который я не устану приводить, это парк Луга в Старой Станице под Каменском. Созданный предпринимателем Сергеем Кушнаренко. Ведь в Ростове спрашивают: а Вы были в Старой Станице? В Ростове же тоскуют по этой глубинке как минимум тысяча талантливых и продвинутых человеков. Чтобы наша провинция выжила, надо ее соединить с современными новыми идеями, знаниями, трендами, образами.А эти тренды, идеи в городе. И новым искусством в том числе. И это далеко не всегда большие затраты как в случае с Каменском. Фестиваль Архстояние и Никола-Ленивец — пример того, что их успешное соединение абсолютно возможно. Значимость этого поразительного арт-эксперимента для российской глубинки огромна. Это все существует, оно нам не снится, и значит, это возможно. Еще бы наша глубинка об этом узнала..

пос. Октябрьский Устьянского района Архангельской области, где прошла конференция с забавным названием «Устойчивое развитие и жизнеобеспечение субарктических территорий

с.Денежниково, где, согласно статистики, проживает 853 денежниковца, прошёл областной семинар по развитию сельскохозяйственной обслуживающей кооперации. 6 лет тому назад именно компьютер и Всемирная паутина дали Денежниково толчок к возрождению. Остальное, как говорят, сделали сами люди. Выход подсказал обычный CD, забытый в сельсовете его предшественником, на котором оказались тренинги фонда социальных инвестиций.И начинали с восстановления храма и сада при нем.

Город рассматривается как объект преобразований не только со стороны профессионального сообщества, например, разработчиков генеральных планов и так далее, а с самых разных позиций в группах городских активистов — это демонстрируют города Томск (проект Томск 3.0), Коломна, Тула, Пенза, Санкт Петербург, Ярославль, Выборг, Калининград — и это новое и яркое, очень интересное явление.

http://rostov.dk.ru/blogs/post/novoe-blagoustroystvo-goroda 

… вернуться

0
Подписаться

Получать новые статьи на E-mail

Присоединиться к другим подписчикам